Среда, 2024-05-15, 10:35 AM

Приветствую Вас Гость | RSS

НАЗАД          скачать текст

Художественное воспитание в семье

         Огромную роль в воспитании ребенка играют образовательные учреждения, детские сады, школы, организации дополнительного образования. И эта роль велика, на наши плечи, плечи воспитателей, учителей, преподавателей дополнительного образования возложена обязанность помочь ребенку сформировать свое мировоззрение. И мы по мере своих знаний делаем это. Но самую важную роль в познании мира ребенок получает в семье. Именно семья дает базовое представление о картине мира и образа себя в нем. Ни для кого не секрет, что если родители считают себя умнее всех, то и ребенок вырастает с такой же верой, враждебный мир окружает их считают некоторые родители, то и ребенок настроен так и вокруг будет видеть подтверждения этому. Но если ребенок открыт для общения, готов впитывать положительную информацию, готов творить, созидать, а самое главное видеть вокруг себя прекрасное, это в первую очередь заслуга его родителей.

         Темой своего сообщения я выбрала «Художественное воспитание в семье». Ритм жизни с каждым годом ускоряется, мы все спешим, заработать больше денег, улучшить жизненные условия, иметь возможность хорошо жить, одеваться и т. д. Мамы после рождения детей стараются быстрее выйти на работу. Папы, чтобы получить желаемое день и ночь пропадают на работе. У нас нет времени на своих близких. А ведь надо только, помочь ребенку разобраться, что прекрасно, а что уродливо, остановить свой взгляд на камень на пляже, свернувшейся гусеница на мокром листе, цветке, распустившемся на подоконнике. «Эстетические чувства, восприимчивость к красивому не только обогащают жизнь человека, его духовный мир, но и организуют, направляют его поведение и поступки. Поэтому такое огромное значение имеет воспитание эстетической восприимчивости во всестороннем развитии личности ребенка. Подлинное богатство духовной культуры в основе своей всегда имеет эту способность. И потому первая задача семьи, если дело идет об эстетической восприимчивости ребенка, это развитие у него эстетической восприимчивости ко всему окружающему». Пишет в своей книге известный педагог, ученый, художник первой половины 20 века Г.В. Лабунская. Мы должны бояться равнодушия, безразличия, отсутствия интереса у детей к явлениям и предметам. Ведь первоначально в ребенка заложен интерес к красивому, новому, интересному. Малыш тянется за яркой, новой игрушкой, откликается на все необычное, но проходит время и многие вещи перестают его интересовать. И нам педагогам без помощи родителей, очень сложно направить интерес ребенка в творческое русло. Я помню слова отца моего ученика, который не ходил на уроки изобразительного искусства, «Зачем ему рисование, я сам хорошо рисую и что из этого?» Но ведь уроки изобразительного искусства в общеобразовательной школе, в первую очередь, не ставят задачу научить рисовать. Они воспитывают ребенка, учат любить прекрасное вокруг себя, понимать это, сопереживать, созидать и творить. Мы преподаватели школы искусств, с введением федеральных государственных требований столкнулись с проблемой стереотипности мышления у первоклассников. Вовремя вступительных испытаний детям дается задание, нарисовать иллюстрацию к сказке. Все ребята рассажены так, чтобы не видеть работу соседей. Но в результате мы получаем как под копирку сделанные работы. Редко кто нарисует, что-то свое. Почему так? А ответ прост, стереотипное мышление наших детей. Попросите нарисовать домик. И ребенок нарисует пятиугольную фигуру с высокой крышей, в одно окно, поставит его на полоску земли, в углу ёжик-солнышко и пририсует синие облака на небе. Так рисовали его мама и папа, дедушки, так рисуют все вокруг. Иногда родители или авторитетные товарищи ребенка, говорят: «Давай я научу тебя рисовать розу» и учат его опять же стереотипному изображению цветка. Когда об этом я говорю с родителями возникает закономерный ответ «Я не умею рисовать!» - говорят мама или папа. Но ведь мы и не говорим о таланте родителей, мы только просим поговорить с ребенком, уделить ему больше внимания, рассказать, как устроен тот или иной предмет, обратить его взгляд на явление природы, цвет неба, воды, расположение веток на дереве и т.д. И вы увидите, как все изменится. Дети в этом отношении, очень восприимчивы. Вместо домика в одно окно, дом с несколькими этажами, вместо дерева-карандаша с полосками вместо веток. Вполне узнаваемая ель или береза. Конечно законы перспективы не каждый родитель сможет объяснить, эту задачу решать уже нам с вами педагоги изобразительного искусства. Но подсказать ребенку, что человек стоящий рядом с домом не может быть больше дома, я думаю должна каждая мама. Удивительно то, что стереотипность в рисунках мы часто видим не только на занятиях в школе, но даже в работах представленных на выставки. Не зависимо где живет ребенок, в городе или селе, он рисует забор палочками. Родитель должен обратить внимание на ограды, рассказать, какие они бывают и из чего сделаны. Очень важно на мой взгляд, чтобы родители знали, что и как может рисовать ребенок дошкольник и ученик начальной школы, для того чтобы ему было интересно, чтобы он рос в творчестве. Очень важно рисование с натуры, почему-то дети младшего школьного возраста не очень любят это делать. Чаще всего они рисуют, не взглянув на представленный предмет, а ведь рассматривая они сравнивают и уточняют его. Модели должны быть интересны ребенку и должны ему нравиться. Цветы разной формы и окраски, листья деревьев, травы, овощи, фрукты. Помощь здесь родителей ребенку заключается в создании творческой среды, в возбуждении интереса к рисованию. Многие родители не считают нужным учить рисовать детей, они думают, что их ребенок не будет художником и в жизни ему это не пригодится. Но ведь беседуя с ребенком, уча его обращать внимание в окружающем мире на прекрасное, необычное и даже обычное они учат ребенка мыслить, любить, понимать. Огромную роль в воспитании играет посещение выставок изобразительного искусства, рассматривание репродукций картин известных художников, бесед с ребенком на темы истории искусств. И как приятно работать с ребенком, который знает известные произведения искусства, с удовольствием расскажет, как они с мамой читали о Джоконде, или с папой беседовали об устройстве каравеллы и чем это судно отличается от парусного фрегата. А самое главное надо учить говорить детей, высказывать свои мысли, суждения. В конце каждого занятия мы проводим небольшой просмотр, и я детей прошу проанализировать работы своих товарищей. Почему нравится рисунок и что не нравится в работе. Как правило дети выбирают самую хорошую работу, но рассказать о ней у них не получается. Чаше всего рассказ заключается в трех словах. Она мне нравится, потому что красивая. И все. Конечно я помогу детям, но и было бы не плохо, чтобы родители тоже беседовали с ребенком, находили время обсудить то что их окружает. Послушать мнение ребенка.

         Учить ребенка видеть мир вокруг, передавать окружающую красоту словами, карандашами и красками. Ведь все дети любят рисовать. Тягу к художественному творчеству должны поддерживать родители, а мы преподаватели, если потребуется, постараемся научить ребенка различным приемам и техникам рисования. Таким образом вместе мы заложим прочный фундамент дальнейшего формирования творческой личности.

 

Литература:

Лабунская Г.В. Художественное воспитание детей в семье. Москва: Педагогика 1970. – 3с

 

Лапаева Марина Игоревна

директор школы, преподаватель ИЗО и ДПИ дисциплин

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств» (МБУДО «Детская школа искусств)

г. Усолье

usolisk@mai.ru

НАЗАД          скачать текст